Взгляд из Крыма: чем грозит граница в головах

Блокада полуострова Меджлисом и примкнувшими к нему активистами вновь вернула Крым в топы новостных лент.
Нужно это или нет, не потеряно ли время и чего от такой акции больше – пользы или вреда – покажет на самом деле время. 
Дискуссии на эти темы все еще вспыхивают в социальных сетях, но общественное мнение изначально на стороне блокирующих – правильно, давно надо было, пишет Виталий Онищук для Крым.Реалии.
Неоспоримый факт – общественные санкции доставили немало хлопот нынешним хозяевам полуострова и не только.
Но вдогонку инициативе крымских татар уже звучат призывы заблокировать Крым полностью – перекрыть не только доставку грузов, но и всякое другое сообщение. 
Мало того, рядом с пограничными КПП на вновь образованных блок-постах представители «Правого сектора» уже вовсю потрошат легковые автомобили и личные вещи пересекающих границу граждан Украины. 
По словам очевидцев, обыскивается каждый закуток, выворачиваются сумки и даже карманы, отбирается все, будь то палка колбасы или килограмм конфет. Зачем? По какому праву? 
Понимают ли эти люди, что таким образом превращают экономическую блокаду в акт возмездия по отношению к оставшимся в Крыму украинцам. 
К «украинцам», хоть и в широком смысле этого слова, потому что эту границу чаще всего пересекают именно те, кто сохранил имущественные, родственные, дружеские и другие связи с материком.
Возможно, для кого-то это станет открытием, но на территории полуострова тех, кто «за Украину», осталось много. 
Как бы ни рисовала ситуацию кремлевская пропаганда, как бы ни выпячивали свое большинство «крымнаши» – такова реальность. 
Крымские «украинцы» – а это не только представители этноса, но и русские, и крымские татары, и лица других национальностей – не ходят там в вышиванках и не демонстрируют свою позицию на каждом шагу, но всякий из них сделал свой цивилизационный выбор – в многомесячных «кухонных» баталиях, спорах с коллегами и друзьями, сражениях в соцсетях, иногда через семейные драмы, разводы и разрыв отношений со вчера еще родными и близкими людьми.
Вот только на материковой Украине об этом имеют слабое представление, и чем дальше, тем сложнее жителям воюющей страны отделить в своем сознании этих крымчан от общей пророссийской массы. 
В украинском обществе растет обида и даже злость по отношению к тем, кто остался в Крыму, ведь в понимании большинства «кто хотел, тот уехал». 
И одинокие призывы не считать всех жителей полуострова врагами, укреплять с ними связи или хотя бы сохранить их на прежнем уровне теряются под напором желающих отомстить и наказать. 

Такое отношение быстро увеличивает пропасть между нами и делает это лучше, чем российское телевидение. 
Для украинских крымчан это болезненное подтверждение того, что страна, которую они считают своей родиной, поставила на них крест.
Так почему же из Крыма уехали не все? Потому, что уезжать им некуда и не за что.
Потому, что у разоренной воровством и войной Украины нет ни средств, ни желания заниматься не только беженцами из Крыма, но даже с разрушенного Донбасса.
Потому, что пересечь украинскую границу с нажитым за свою жизнь имуществом гораздо труднее, чем российскую, а бросить все означает обречь себя и свою семью на нищету.
Это в Польшу пустили высокопоставленного сепаратиста, а у продавшего свою квартиру и желающего переехать в Украину крымчанина украинские же пограничники отобрали все до копейки и с гордостью об этом рапортуют.
Таков порядок, говорят, только, может, его давно пора изменить? Может, 20-30% лояльных к Украине крымчан – это лучше, чем несколько сотен тысяч лишенных статуса и нормальной работы переселенцев?
Далеким во всех смыслах от Перекопа патриотам нужно понять, что большинство крымских украинцев не пойдут с оружием в руках на баррикады и в партизанском подполье участвовать не будут.
Те, кто ожидал чего-то другого, ничего не знают о населении Крыма и его настроениях. 
Даже крымские татары, славящиеся своей сплоченностью и организованностью, приехали на свою историческую родину, чтобы жить, а не воевать.
Винить их в том, что они предпочли остаться в своих домах, а не уйти вместе с бросившей их страной, – жестоко и несправедливо.
Да и нет в этом ничего удивительного, учитывая, что почти 60% жителей Украины, по данным недавнего исследования Киевского международного института социологии, не готовы участвовать в активном сопротивлении.
Да, в Крыму смрадно от российского патриотического угара и тяжело дышать привыкшему к свободе человеку, но здесь наш дом, бросить который не у всех поднимается рука. 
Вас, живущих на материковой Украине, стоящих на КПП или сидящих в высоких кабинетах, мы просим об одном: понять, что борьба за Крым и борьба с крымчанами – это не одно и то же.

Copyright © 2015 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа / Радио Свобода

Читайте также:

Взгляд из Крыма: чем грозит граница в головах
1/ 2
Oleh
Загрузка...