Путин и Лукашенко. Двум диктаторам становится тесно

Уже несколько недель из разных источников поступают тревожные сведения о том, что следующей жертвой агрессивной политики Кремля может стать Беларусь. 
Об этом предупреждают эксперты, тревожная атмосфера нагнетается в российских СМИ, а очевидцы сообщают о большом сосредоточении российской военной техники на белорусской границе.
В то же время различные скептики - как из числа белорусской оппозиции, так и из сторонников Лукашенко утверждают: нынешний президент Беларуси является послушной марионеткой Кремля, «последним диктатором Европы» и надежным союзником России.
Однако я еще в январе отмечала, что в этом утверждении мне видятся два взаимоисключающих момента: «Лукашенко - тиран и диктатор» и «Лукашенко - марионетка Кремля». 
Безусловно, до определенного предела эти моменты могут совпадать, однако в случае изменения внешних условий между этими характеристиками может возникнуть непримиримый конфликт. 
Тогда я пришла к выводу, что Лукашенко больше диктатор, чем марионетка, и органически не способен с кем-то поделиться своей абсолютной властью. Следовательно, в качестве посягательства на свою власть он может расценить любое принуждение к невыгодным для него действиям, в том числе и втягивание в ненужную для него войну.
К подобному выводу еще несколько лет назад пришли и уже аналитики из Вашингтона Екатерина и Елизавета Егоровы, разрабатывающие характеритиски авторитарных политических лидеров. 
В числе их работ есть психологические портреты Владимира Путина, Башара Асада, Александра Лукашенко и некоторых других деятелей современности.
В своей характеритике на Александра Лукашенко, датированной началом 2011-го года, Егоровы отмечают, что важнейшую роль в успехе Лукашенко играет его одержимость властью. 
«Власть - его главный демон, его главная в жизни страсть. Ради власти он пойдет на все, и нет таких ограничений, лежащих в поле морали или ценностей, способных удержать Лукашенко. И это вполне объяснимо. Его потребность во власти необыкновенно сильна - 34.8», - отмечают они.
При этом, по словам экспертов, именно это объясняет его напор в отношениях с российскими лидерами, отсутствие страха, готовность отстаивания своих интересов любой ценой.

«Конфликт с ними лишь усиливает его значимость в собственных глазах... Лукашенко отличает также высочайшая потребность в достижении - 33.5. Она в 4.4 раза превосходит эту потребность у Путина. 
А это значит, что Лукашенко еще более целенаправлен в достижении своих целей, еще более склонен к маневрированию, еще более прагматичен в своем подходе к выбору средств... 
И те политики в России, которые думают, что Лукашенко - это «наш сукин сын», сильно ошибаются.
Он работает только на себя и свои интересы, и это - главная его черта, которую нельзя упускать из виду во внешней политике в отношении него. 
Он хладнокровно просчитывает свои ходы, наперед решая, что не станет уступать «ни пяди», - предупреждали Егоровы.

Эксперты отметили также, что Лукашенко отличает высокая потребность в аффилиации, одобрении, признании и даже обожании, но при этом - низкий страх быть отвергнутым.
«Лукашенко не признает обязательств во внешнеполитических союзах, потому что знает, что его все равно никто не признает, не поддержит и не полюбит.
И он будет предавать любого партнера с удовольствием с выгодой...
При этом у партнеров Лукашенко, по сути, нет инструментов воздействия на него.
Он не признает ни силы, ни морали», - подчеркивают исследователи.
Теперь становится понятным, что подобный лидер: хитрый, ненадежный, напористый, склонный к манипуляциям, жесткий, маниакально подозрительный и при этом жаждущий абсолютной власти никак не может устраивать Путина, чьи амбиции сегодня нацелены на утверждение своего безраздельного влияния на всем постсоветском пространстве. 
Очевидно и то, что Лукашенко, комфортно чувствующий себя в конфликтах и не желающий признавать над собой никакого высшего диктата, не пойдет на поводу у растущих притязаний Кремля. 
Поэтому желание устранить неуживчивого соседа для Путина сегодня вполне естественно.
Другое дело, что, как справедливо заметил американский аналитик Пол Гобл, ситуация такого противостояния создает огромные проблемы для белорусской оппозиции и дает возможность авторитарным режимам обрести новую жизнь, поскольку белорусам приходится выбирать уже не между авторитаризмом и демократией, а между двух существующих зол. 
Иного сценария на данный момент, к сожалению, не просматривается.
Открытая поддержка Западом белорусской оппозиции неизбежно заставит Лукашенко вновь сблизиться с Путиным против «общего врага» и даст России легитимный повод к вводу войск в соседнее государство, что грозит войной и установлением в Беларуси очередной версии «русского мира». 
С другой стороны, поддерживаемые Москвой радикальные националисты способны дискредитировать любой, даже самый мирный и искренний протест. 
При этом белорусская оппозиция, видя «заигрывания» США и Европы с диктатором, неизбежно считает себя преданной и испытывает разочарование в демократических идеалах Запада. 
Судя по всему, до тех пор, пока Россия чувствует возможность безнаказанно вторгаться в другие государства, выхода из этого тупика не просматривается. 

Читайте также:

Путин и Лукашенко. Двум диктаторам становится тесно
1/ 2
Oleh
Загрузка...