"Обратно никогда не вернусь", - рассказ крымчанки, переселившейся в Ивано-Франковск

Я познайомилась з Оленою, коли разом з іншими волонтерами прибирали територію в собачому притулку "Дім Сірка". Вона розмовляла російською і виявилась переселенкою з Криму.
- Накануне референдума в Крыму я была в Ивано-Франковске.
13 марта я приехала, 16 - был референдум. Но я вернулась и увидела уже какой-то другой мир. 
Меня не было месяца два, и все изменилось: кубанские казаки, силы самообороны встречали с поезда, билборды по городу "Фашизм или Россия". Это уже был какой-то чужой мир. 
Я прожила там еще 4 месяца, но ставало все тяжелей. 
Каждый раз ты встречаешь людей с ленточками, плакатами - "Защитим русский язык", "Мы против Украины", затем попадаешь на какие-то массовые мероприятия. 
Я помню, тогда еще не прошло 40 дней по погибшим на Майдане, а у нас в Севастополе Путин давал массовые салюты.
И так было каждое воскресенье после референдума - большие салюты на протяжении месяца. Я не могу даже представить, какие огромные деньги на это тратились.
И люди выходили с российскими флагами, плакатами "Мы победили фашизм".

- Велику роль зіграла російська пропаганда?
- Да. Россия постоянно вела пропаганду. Хотя пропаганда в Севастополе и не нужна была вовсе. Севастополь на 90% - это пророссийский город.
В Севастополе все российское всегда было, это уже впитано безвозвратно - Россия. Украина упустила этот момент, и Россия была "по-братски" допущена в Крым на 100%.
Когда есть такой выбор - фашизм или Россия, каждый, наверное, выбрал бы Россию, ведь альтернативы нет. Никто не дал выбор - Украина.
А там такой народ, которому надо все время предлагать - там человек не может прийти и сам решить, что ему нужно.
Они выбрали Россию, они ради этому, ведь фашизма не хотели, а есть ли действительно фашизм в Украине, вообще их не интересовало.
- Ти не боялась висловлювати свої проукраїнські погляди?
- Нет, я как-то спокойно оставалась украинкой. Я ничего нигде не рисовала, как это делали мои уже тут друзья. Конечно, были случаи, когда незнакомые люди говорили, что я сумасшедшая, что - давай вали в свою Украину.

Но я всегда говорила: "Что вы меня трогаете? Я же родилась в Украине, я выросла в Украине". Больнее всего - друзья, родственники, все приняли новую Россию, стали новыми русскими.
Не понятно, по какой причине все ровесники, которые никогда не жили в современной России, воспылали любовью к этой стране.
Они начали считать меня фашисткой только потому, что я осталась украинкой.
У меня дома были вывешены флаги Украины, я не скрывала свою позицию.
На самом деле это был шок - потому что "как бы без меня меня женили", меня варварски закинули в какую-то другую страну, наврали, унизив целый народ...
- Чи зустрічала однодумців в Криму?
- Никто б не решился выйти с флагом Украины, крикнуть: "Я украинец". Нет. Только какие-то знаки: сине-желтые браслеты на руках, ногти, трубочки в стакане в кафе.
- Через 4 місяці ти вирішила поїхати з Севастополя. На "кордоні" не було проблем?
- На границе для них странно было, что я одна уезжаю. Сказали: "А когда обратно?" Я: "Никогда". "Ну-ну, смотрите, а то потом такие пробки будут, что даже если захотите, то не попадете назад", - в ответ. Я промолчала.
- Чи спілкуєшся зараз з родичами, друзями з Криму?
- Я со всеми практически перестала общаться. Для них я осталась каким-то фашистом. Только в 23 года я почувствовала себя настоящим гражданином Украины, который сам решает, что выбрать, как жить.
- Чому вирішила оселитись саме в Івано-Франківську? І як тобі тут живеться?
- Я была здесь раньше не раз. Ивано-Франковск город уютный, чем-то похож на Севастополь, наверно, по масштабу, я не люблю мегаполисы. Но чувствую и огромною разницу: в Севастополе все такое совковое, под один стиль все дома, кафешки без особой фантазии.
И ты жил там и даже как-то не замечал, что там везде Россия... Для меня это жизнь до и жизнь после. Возвращаться туда уже нет никакого желания.
- Здесь я уже обрела друзей, какие практически стали мне семьей. Люди хорошо относятся ко мне, ни разу не сталкивалась с какими-то ущемлениями, непониманием. Тем более, что человек десять знаю с Севастополя, которые тут живут, и на самом деле их больше - часто замечаю крымские номера машин.
- Чому вирішила займатись благодійністю, допомагаючи тваринам?
- В январе увидела пост, что нужно перевезти собаку с приюта в клинику, - и пошло-поехало. Я поняла, что нужно помочь, нужно что-то делать.
Раньше, я могу сказать, я была настоящим ватником. Да, я не мусорила на улице, но я и ничего не делала, я не ходила ни на какие акции, была пассивным гражданином, который думал, что политики за меня все решат.
И это все шло от семьи, окружения, с Крыма. Именно здесь, во Франковске, я поняла - если не ты, то кто. Я понимаю, что сама могу все сделать, за меня не нужно решать.
- Як ти думаєш, чи захоче Крим повернутись до України?
Зачем? Нет. Севастополь никогда, думаю, не захочет. В день референдума я видела, как люди шли голосовать, сознательно, с флажками России. Им что сказали - то для них правда.
Эти люди - балласт для сознательных граждан Украины. Они всегда будут сидеть и мечтать, что за них все решат, им не нужно думать.
Эти люди радуются оружию, военным кораблям, парадам с военной техникой, при этом не имея нормальных школ, университетов, вообще социальной политики.
Украине не нужен такой Крым, кровь молодых парней ни в коем случае не должна проливаться за тех людей, которые сами выбрали себе Россию.
А сейчас в Севастополь массово с России приезжают русские солдаты, моряки для быстрой ассимиляции того маленького процента оставшихся украинцев. Кто этого не хотел, тот выехал. Сотни, тысячи людей выехало. Крым на самом деле крупно опустел...
- Що можеш побажати франківцям?
- Желаю всегда оставаться верным своим принципам, ценить то, что есть, и никогда не оставаться сбоку. Ведь повесить сине-желтый флаг, надеть вышиванку недостаточно - надо что-то делать, надо работать!

Читайте также:

"Обратно никогда не вернусь", - рассказ крымчанки, переселившейся в Ивано-Франковск
1/ 2
Oleh
Загрузка...