Выборы прошли, и НБУ начал обваливать курс гривны

Произошло именно то, о чем я и писал, и говорил последние два месяца. Спокойствие на валютном рынке, признаки которого якобы нашла Валерия Гонтарева, оказалось дутым. Как только закончились выборы, курс полетел под откос. 
Каждый день — новые рекорды. До 15 гривен за доллар теперь рукой подать, даже официально — на межбанке его покупают уже по 14,7 гривен. 
Некоторые так называемые эксперты даже не допускали, что к концу года доллар будет стоить уже по 20 гривен. Теперь, думаю, и самым завзятым скептикам очевидно, к чему все идет.
Я и раньше говорил, и сейчас утверждаю — нынешняя лихорадка на валютном рынке во многом рукотворная. Это лишь следствие тех решений, которые проводят и Нацбанк, и правительство. 
Нельзя, невозможно было отказываться от арбузовской политики фиксированного курса и отпускать гривну в свободное плавание в феврале. 
Не надо быть нобелевским лауреатом, чтобы понять, к чему это приведет в стране, пережившей гиперинфляцию всего два десятка лет назад, и с тех пор — еще несколько масштабных кризисов, сопровождавшихся обесцениванием национальной валюты.
Все было понятно и так. Почему в стране находится в разы больше долларов, чем национальной валюты? 
Потому что граждане не верят в гривну. А во время государственного переворота единственный рациональный шаг — это продать все гривны и купить доллары. Что и было сделано. Это руководство Нацбанка понимало и при Сергее Арбузове, и при Игоре Соркине, но почему-то резко забыло, как только в кресло председателя уселся Степан Кубив. И ничего не изменилось, когда вместо Кубива должность перешла к Гонтаревой.
Все последующие действия были такими же, как и решение о плавающем курсе. Единственный результат — это продолжающаяся девальвация. Если вдруг какие-то меры оказываются действенными — как ограничения на расчеты за импортные поставки или проведение валютных аукционов — то они через какое-то время отменяются.
Вспомните, как проходили выборы в Верховную раду два года назад.
Тогда на валютном рынке тоже было неспокойно, народ, как всегда перед выборами, запасался валютой. Но Нацбанк во времена Сергея Арбузова без всяких проблем удерживал курс на заданной отметке. 
На пике даже у спекулянтов доллар не стоил дороже 8,3 гривен, всего на 20 копеек выше обычного уровня. И тогда казалось, что гривна сильно подешевела. А только за четверг она подорожала уже на 50 копеек, и это не предел.
Но самое интересное: когда прошлые выборы закончились, курс быстро вернулся к привычной отметке 8,1 гривен за доллар. 
По сути, хватило всего одного решения Арбузова об обязательной продаже 50% валютной выручки экспортерами. А что делает в такой ситуации Гонтарева? Она, напротив, сразу после выборов убирает меры поддержки гривны. И гривна тут же катится в пропасть.
Молчит и премьер-министр Яценюк, который, напомню, всего в конце августа говорил, что курс обязательно опустится, потому что при долларе дороже 12 гривен украинская экономика не выживет. Но сейчас ему не до курса — нужно удержаться в премьерском кресле, нужно торговаться с президентом, кто и как будет формировать правительство, нужно меряться числом подконтрольных депутатов.
Про реформы, которые его "правительство камикадзе" обещало проводить, все уже забыли. В новостях одна люстрация, как будто если выгнать каких-нибудь несчастных начальников департамента в Минюсте или МВД, экономика вновь начнет расти.
Разумеется, Нацбанк не мог до бесконечности разбазаривать по 300-500 миллионов долларов на валютных аукционах. Его золотовалютные запасы не резиновые, а ведь в ближайшие месяцы еще нужно платить миллиарды долларов по долгам. Было совершенно очевидно, что сразу после выборов эти аукционы будут прекращены. То, что формально они остались, это, конечно, издевка над всеми нами: продажа $5 млн по заниженному курсу вообще никакого влияния на валютный рынок оказать не может. 
Ни удовлетворить спрос, ни хотя бы успокоить участников рынка. Честнее было бы Гонтаревой вовсе прекратить тратить хотя бы эти деньги. Потому что это — в чистом виде разбазаривание остатков валютных ресурсов.
Чтобы курс хотя бы не падал дальше, одних усилий Нацбанка, разумеется, недостаточно. Должна начать работать экономика, а это уже сфера компетенции премьер-министра. Нет собственных идей, что делать — ну воспользуйтесь хотя бы опытом предшественников. Прекратите резать расходы в угоду МВФ (тем более что сам МВФ как раз на этой неделе признал, что его советы по ужесточению монетарной политики оказали на Европу негативное влияние). Прекратите грабить народ, задирая тарифы. 
Сделайте ставку на внутренний спрос, как это делал Арбузов. Стимулируйте экспорт. И прекратите, наконец, эту войну, на которую вы быстро привыкли списывать все свои неудачи.
Но, как мы видим, премьер занимается чем угодно, только не экономикой. 
Арсений Петрович, выборы закончились. Договоритесь поскорее с президентом, кто из вас главнее, и займитесь уже делом. Судить-то вас народ будет не по числу ваших депутатов в парламенте, а по результатам вашей работы.
Александр Охрименко

Читайте также:

Выборы прошли, и НБУ начал обваливать курс гривны
1/ 2
Oleh
Загрузка...