Десять мифов о крымской декоммунизации

Крым и до российского вторжения был регионом своеобразным: абсолютно русскоязычным, преимущественно коммунистическо-ностальгическим и с серьезными пробелами в исторической памяти местного населения, – «заповедник советов», в общем. 
Даже при киевской власти провести на полуострове полную декоммунизацию было бы нетривиальной задачей, что уж говорить о нынешней ситуации.
Тем не менее, закон есть закон, поэтому все возможные процедуры будут проведены «в установленном порядке», а невозможные – тоже проведены, но чуть позже. 
А пока у нас есть время и возможность, чтобы развеять 10 самых главных мифов, возникших вокруг декоммунизации. 
Часть из них будет общей для всей Украины, а часть – характерной именно для Крыма.

Миф 1. Это тоже наше прошлое

В Крыму, как нигде больше, народ склонен к идеализации прошлого, поэтому будет стоять за коммунистические символы, названия и памятники горой. 
Думается, что время перевоспитывать нынешнее поколение безвозвратно утеряно, поэтому надлежит действовать строго по букве закона, не обращая внимания на горестные стенания по поводу красных кумиров. 
Аргумент против мифа железобетонный – нацисты тоже являются частью истории Германии, но на улицах немецких городов их памятникам нет места. 
Если вы не готовы принять, что нацизм и коммунизм – равное зло, то это ваши личные проблемы. Одно дело – плакат в музее, совсем другое – улица имени коммунистического палача Белы Куна или Землячки.

Миф 2. Не вовремя все это

Ну да, сначала, мол, надо выиграть войну, а потом заниматься борьбой с памятниками Ленину. Только штука состоит в том, что построение новой Украины (невозможное без преодоления наследия тоталитарного прошлого) и придает смысл нашей борьбе. Черчиллю приписывают фразу: «если во время войны мы откажемся от финансирования культуры, то за что мы тогда воюем?».

Миф 3. Памятники – произведения искусства

Ой, далеко не все. Пока нам удалось отыскать лишь семь коммунистических памятников, определенных в государственных реестрах, как имеющие художественную ценность. 
Они будут в установленном порядке демонтированы и перевезены в будущий музей советского тоталитаризма. Абсолютное большинство чугунных и гипсовых болванчиков Ленина к произведениям искусства относятся чуть менее чем никак.

Миф 4. Занялись бы лучше реальными реформами

Необходимости в политических и экономических реформах мы и не отрицаем. Просто ничто не мешает осуществлять все эти процессы параллельно. Одни государственные учреждения занимаются улучшением, скажем, налогового климата, другие – демонтажем табличек в честь старых большевиков. Каждому свое.


Миф 5. Это будет стоить кучу денег

Которые, понятно, лучше раздать народу. Это ложь. На местном уровне все расходы сводятся к новым печатям (ок. 200 грн.), новым уличным табличкам и дорожным указателям.
Последние два пункта мы даже не считаем, потому что в каждом местном бюджете заложено финансирование «на благоустройство». 
Да, меньше новых деревьев в парках высадят, но и переименование улиц – одноразовая акция.
В следующем году тратиться на демонтаж памятников не придется.

Миф 6. Нужно будет менять все документы

Не нужно. Физические лица вообще освобождены от необходимости менять паспорта и договоры на квартиру; юридические лица, если изменение названия связано с законом 317-VIII, получают право сменить документы бесплатно.
И лишь когда придет пора вклеивать новую фотографию или продавать жилье, тогда вам в документах и поставят новый адрес в обычном порядке.

Миф 7. В Крыму некому заниматься переименованием

Действительно, закон отводит полгода на то, чтобы местная власть провела общественные слушания, приняла решение о новом названии и внесла предложение в Верховную Раду Украины. 
Поскольку на полуострове легитимной власти нет, вроде бы, осуществить процедуру некому. 
Однако же право парламента менять названия населенных пунктов закреплено в Конституции, соответственно, депутаты могут прислушаться к пожеланиям громады, если захотят, но и отсутствие этой самой громады – не помеха. 
21 ноября истекает срок для «низового обсуждения», и со следующего дня Рада вольна переименовывать любые города и веси, крымские в том числе. 
Ну а пока составлением необходимых списков в явочном порядке занимается Украинский институт национальной памяти.

Миф 8. Депутаты не смогут подобрать толковые названия

А этого от них и не требуется. В 90% случаев речь идет не столько о придумывании новых названий, сколько о возвращении старых. 
Историческая топонимика Крыма, исковерканная советской властью в 1944 – 1948 годах с целью стереть память о депортированных крымских татарах, неплохо реконструирована исследователями, так что дело остается за малым. 
Восстановление хотя бы частичной справедливости теперь зависит только от нардепов, и нет причин полагать, что они провалят эту задачу. 
Естественно, что 66 топонимов, подпадающих под действие закона о декоммунизации, это капля в море советских новоделов, но даже самый долгий путь начинается с первого короткого шага.

Миф 9. Все равно на территории Крыма закон действовать не будет

А что значит – не будет действовать? Нужные изменения в украинские документы Киев внесет, а таблички с историческими названиями т.н. «местная власть» и сама поставит, да еще за свой счет, кстати.

Миф 10. Переименование не будет иметь никаких последствий

Это неправда. Во-первых, даже символический акт – это акт. 
Изменение крымских топонимов в очередной раз напомнит миру, России, да и самому полуострову, что Крым – это Украина, и здесь действуют ее законы. 
Во-вторых, будет апробирован механизм восстановления исторической справедливости и прав депортированных граждан Украины – крымских татар. 
В-третьих, международные наименования крымских населенных пунктов будут переводиться с украинского, а это значит, что на всех переговорах Россия будет вынуждена прибегать к двойным названиям: «своему» и украинскому/мировому, что лишний раз заставит ее вспомнить, чей же на самом деле Крым.

Читайте также:

Десять мифов о крымской декоммунизации
1/ 2
Oleh
Загрузка...