Что нужно сделать с законопроектом о децентрализации и "особенностях Донбасса", - мнение

Что произошло?
Законопроект о децентрализации, в который прицепом засунули "особенности Донбасса", накануне голосования претерпел чудесные метаморфозы.
Если версия от 1 июля кроме собственно децентрализации включала и пункт
8. Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей визначаються окремим законом
который содержался в переходных положениях законопроекта, то версия, внезапным образом появившаяся 15 июля после приезда в Киев Виктории Нуланд, содержала ровно такой же текст
18. Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей визначаються окремим законом
но его уже предлагалось внести в переходные положения Конституции.

Первоиюльская попытка была хорошей - мы вроде бы и упоминаем особенности самоуправления, но не в основном законе, а в изменениях к нему.
А значит наши дети и внуки не будут изучать Конституцию, в которой вмонтирована исключительность районов, захваченных боевиками.
Ведь это очень плохой пример: взял в руки автомат - получил льготы.
Но не прокатило. Хитрость была замечена и наши западные партнеры повели себя не как партнеры, а как доноры, от которых мы на этом этапе почти полностью зависим.
Угрожали ли они лишить Украину поддержки или же сулили золотые горы - сие науке неизвестно.
Но очень хотелось бы узнать. Игры втемную откровенно задолбали.

В любом случае, законопроект был отправлен на экспертизу Конституционного Суда 288 голосами.
288 это больше необходимых на этом этапе 226, но меньше 300, которые понадобятся на финальном этапе принятия законопроекта. А значит власти придется искать голоса.
Что плохого в процитированном пункте?
Плохо то, что после его принятия выкорчевать "особенность" из Конституции довольно сложно.
Переходные положения Конституции имеют такую же силу как и другие разделы и для их изменения нужно пройти ровно такую же процедуру - с финальным голосованием 300 голосами.
И абсолютно не факт, что когда среди избирателей появятся наши любимые жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей, в парламенте наберется 300 проукраинских депутатов.
Тот самый закон об "особенностях" можно изменить, да. Изменить его гораздо легче чем Конституцию - нужно всего лишь 226 голосов и подпись президента.
Но изменить его можно как в лучшую, так и в худшую сторону.
Вы возьметесь однозначно предсказать какими будут изменения?
Что нам надиктуют наши партнеры в следующий раз? Сегодня у них сотрудничество с Россией по Ирану, а завтра еще какие-то глобальные договорняки. Можем ли мы от всего этого зависеть?
У сторонников законопроекта есть один интересный аргумент. Закон об "особенностях", который в первой редакции принят еще в сентябре 2014 года содержит новеллу о том, что его действие ограничено тремя годами.
Это прекрасно.
Но предлагаемые изменения Конституции ничего такого не содержат.
А значит этот пункт останется в Конституции надолго и миф об исключительности Донбасса будет жить как и миф о великой Донецко-Криворожской республике.
О которой сепаратисты написали кучу литературы, хотя она, на самом деле, просуществовала чуть больше месяца.
Что делать?
Компромиссное решение лежит, имхо, на поверхности. Нужно изменения Конституции привести в соответствие с уже принятым законом об "особенностях".
Там написано "три года", значит и пункт в переходных положениях нужно тоже ограничить примерно тремя годами.
Они ж переходные, а значит логично, если они станут временными не по понятиям, а по закону.
Так что план я вижу такой:
1) Убедить КСУ (у президентов это обычно хорошо получается), что на постоянной основе полуофициально закреплять по сути автономность отдельных районов - не сильно конституционно.
2) КСУ должен дать заключение, что этот пункт должен быть ограничен по времени.
3) Развести руками перед западными партнерами - верховенство права, все дела. Мы старались, но суд есть суд.
4) В измененном законопроекте изложить этот пункт в таком виде: "Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей до 01.03.2018 визначаються окремим законом".
Дата 01.03.2018 взята не от фонаря. Она уже указана в самом законопроекте о децентрализации. До 01.03.2018 все его положения полностью вступают в силу.
А значит пусть и "отдельные районы" присоединятся к благам децентрализации на общих основаниях. Они ж хотели?
Приняли такой законопроект и все - часики тикают. Хотите как можно дольше побыть особенными - нафиг российские войска с территории, нафиг поставки вооружения и наемников.
Восстановлению контроля над границей украинскими пограничниками. Проведение промежуточных выборы по украинским законам и под украинским контролем.
И только тогда сможете насладиться особенностью. Но не нужно привыкать - это не надолго.
А не успели вернуться в адекват до 2018 года - что поделаешь, ваши личные проблемы.
Роман Шрайк

Читайте также:

Что нужно сделать с законопроектом о децентрализации и "особенностях Донбасса", - мнение
1/ 2
Oleh