Нарушение Будапештского Меморандума ставит под вопрос присоединение Украины к ДНЯО

В результате применения гарантами безопасности Украины по Будапештскому меморандуму – Великобританией, США и Россией – «прагматичного подхода» к международной безопасности возникает вопрос, может ли считаться Закон Украины «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия» таким, что вступил в силу. 
Об этом в статье для ZN.UA пишет Владимир Горбулин, советник президента Украины, директор Национального института стратегических исследований при президенте Украины, доктор технических наук, профессор, академик НАН Украины.
Горбулин напоминает, что п. 6 Закона Украины «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля в 1968 г.» определяет, что «Закон вступает в силу после предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, оформленных путем подписания соответствующего международно-правового документа».
Автор напоминает, что Украина отказалась от унаследованного ядерного оружия, и, получив гарантии безопасности, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. 
Вот здесь и отметилось разное понимание принципов международного права (как и отличие теории от практики их применения). 
Через два десятилетия после подписания Будапештского меморандума гаранты безопасности Украины продемонстрировали доминанту именно прагматичного подхода к международной безопасности: 
— Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Будапештские гарантии предусматривают лишь обязательство ядерных государств не применять ядерное оружие против государства, которому такие гарантии даются. 
— Посол Великобритании в Украине Саймон Смит отметил, что в соответствии с Будапештским меморандумом, подписанты соглашения, в том числе Великобритания, должны предоставлять консультации Украине в случае агрессии или экономического давления и не более.


А весь ход событий в 2014 г. показывает, что такое оружие вполне могло попасть к террористам, где бы оно не хранилось на территории Украины. 
Во-вторых, хотя ядерное оружие и является оружием сдерживания, однако сдерживающим фактором оно становится лишь тогда, когда при заранее определенных условиях оно может и должно быть применено. 
Даже если бы мы и оставили себе тактическое ядерное оружие и смогли поддерживать его в дееспособном состоянии, его использование против такого агрессора как Россия воспринималось бы, к этому времени, очень неоднозначно. 
Кроме того, применение оружия, понимая разницу масштабов военных усилий и прогнозируемых последствий для страны, требует ответственности элиты, понимания и готовности общества к катастрофическим, если даже не апокалиптическим последствиям», — пишет автор. 
Поэтому и попытка возобновления Украиной статуса государства, обладающего ядерным оружием, не прибавит нам внешней безопасности как таковой, делает вывод советник президента.
СПРАВКА
Будапештский меморандум

Мемора́ндум о гара́нтиях безопа́сности в связи́ с присоедине́нием Украи́ны к Догово́ру о нераспростране́нии я́дерного ору́жия — меморандум, подписанный 5 декабря 1994 года лидерами Украины, США, России и Великобритании, о подтверждении выполнения в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия как не обладающего ядерным оружием государства-участника Договора[3]
Два других участника Договора о нераспространении ядерного оружия, обладавшие на момент подписания ядерным арсеналом, Франция и Китай, высказались об аналогичных гарантиях в форме соответствующих заявлений, не подписавшись под меморандумом[4].
В соответствии с меморандумом и Лиссабонским протоколом Украина к 1996 году присоединилась[5] к Договору о нераспространении ядерного оружия наравне с Казахстаном и Белоруссией как страна-участник, не обладающая ядерным оружием.

Основные положения

Согласно меморандуму, учитывая обязательство Украины об удалении всех ядерных вооружений с её территории в установленные сроки, США, РФ и Великобритания подтвердили обязательства:
В соответствии с Заключительным актом СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.
- Воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности и политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будет применены против неё, кроме как в целях самообороны или любым другим образом в соответствии с Уставом ООН.
- В соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих её суверенитету и таким образом обеспечить себе преимущество любого рода.
- Добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.
- Не применять ядерное оружие против Украины, как государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением.
- Проводить консультации в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.

В отличие от Трёхстороннего заявления президентов США, России и Украины 14 января 1994 года, Будапештский меморандум не содержал положения, согласно которому стороны признавали, что «изменения границ могут осуществляться только мирным путём и по договорённости». 
Это, по мнению Владимира Орлова, означает, что «Будапештский меморандум как бы исключает саму возможность пересмотра границ, равно как и исключает термин „по договоренности“

Читайте также:

Нарушение Будапештского Меморандума ставит под вопрос присоединение Украины к ДНЯО
1/ 2
Oleh
Загрузка...