Бегство из бассейна

Агентство ООН по делам беженцев зарегистрировало в Украине больше миллиона внутренних переселенцев. 
Если согласиться с этими данными – а сколько в нашей стране людей, которые не зарегистрировались, живут у родственников и так далее, если вспомнить, что многие уехали, так сказать, в противоположном направлении – в Россию, а есть и выезд в европейские страны, то можно с уверенностью говорить об окончании имперского эксперимента с созданием индустриального бассейна в степях Украины.
Этот бассейн, конечно же, был уникален. 
И с точки зрения своих экономических возможностей, и с точки зрения демографии. 
Вначале царские власти, а затем и большевики сделали все возможное, чтобы вклинить между двумя будущими государствами – и внутрь этнической территории украинцев – этакий "дикий Запад", только не с американскими, а с самыми что ни на есть "совковыми", нередко исправительно-трудовыми взглядами. 
Жители соседних с Донбассом регионов нередко удивлялись тому, как отличаются от них выходцы из индустриального бассейна. 
Но точно также, между прочим, англичанин удивляется американцу или австралийцу. 
С той только разницей что нас от "наших американцев" отделяет не океан, а несколько десятков километров и то, что стало в Соединенных Штатах подлинной атмосферой – воздух свободы – на Донбассе было заменено удушающим культивированием раболепия и всевластия Хама – вначале хама советского, коллективного, а затем просто Януковича с Ахметовым.
Попытка перенести эту донбасскую атмосферу хамской вседозволенности и гражданского молчания на всю страну окончилась тем, чем только она и могла окончиться – крахом. 
Но сам Донбасс никуда не делся, оставаясь самой настоящей раковой опухолью будущего реванша на теле страны. 
И никто не скажет, какие нужны были Донбассу реформы, чтобы он выздоровел – и может ли вообще выздороветь "дикий Запад", густо замешанный на ГУЛАГе.


Сейчас это все уже не очень интересно. Путин уничтожил Донбасс. 
Можно быть онкологом, а можно просто подойти и ткнуть в опухоль штыком. 
Российский президент выбрал второй вариант. 
Рана загноилась и стала кровоточить. 
Люди начали разъезжаться. 

Кто-то вспомнил о своем доме и семье в "большой Украине", кто-то захотел в Россию, откуда и приехал на заработки или просто захотел пожить в путинском счастье, кто-то эмигрировал на Запад. 
Вопрос не в мотивах, а в результате – индустриальный бассейн, по сути, погиб.
Те, кто остаются на Донбассе просто потому, что им некуда деться или потому, что там есть работа – это куда менее важная и куда менее влиятельная часть населения, что была до разрушения территории. 
И даже если представить себе, что индустриальный бассейн вернется под украинский контроль, отъезд населения из него продолжится, города будут лишаться своих жителей, а села... 
Да не было там почти никаких сел, какие села в индустриальном бассейне!
Донбасс уже не восстановить. 
Его можно только выстроить заново. 
Воспользоваться опустевшей территорией для появления новой экономики с новыми людьми – экономики технопарков, а не экономики терриконов.
И тогда это точно будет "дикий Запад".

Виталий Портников

Читайте также:

Бегство из бассейна
1/ 2
Oleh
Загрузка...